ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ НА ПРОГУЛКЕ

Дидактические задания являются одним из структурных компонентов прогулки.

Прогулка должна быть интересна ребенку, а это возможно, если он будет занят разнообразной и полезной для его развития деятельностью. Приемом стимуляции детской активности являются различные дидактические упражнения, интересные задания и игры с природным материалом. Они непродолжительны, занимают по времени не более 3—4 минут. Проводятся несколько раз в течение одной прогулки. Для этого взрослый общается то с одним ребенком, то привлекает всех детей. В зависимости от конкретного наблюдения дидактическое задание может быть предложено детям и в начале и в конце прогулки, а может вплетаться в ход самого наблюдения. В каждом из этих заданий присутствуют мастерство, опыт, фантазия взрослого, его изобретательность и творчество. Дидактические задания разнообразны, но в них всегда должен присутствовать игровой элемент, это импонирует детям. Такие задания должны быть доступными по исполнению, понятны каждому ребенку. Необходимо объяснить, для чего выполняется это задание, почему нужно приложить усилия к его выполнению.

Например, взрослый предлагает собрать осенний букет из разноцветных листьев. Дети начинают разглядывать опавшие листья, оценивать, красив ли будет каждый лист в букете, подносят их взрослому, ожидая его оценки. Взрослый не должен торопиться. С младшими детьми он рассматривает окраску листьев, форму, величину, а со старшими уточняет: узкий или широкий лист, чем понравился.

Педагог одобряет действия каждого, стимулирует их, а затем произносит: «Один листик, еще один, еще один и получился красивый осенний букет, пышный, разноцветный, яркий. Всем на радость!» Дети осознанно относятся к такой оценке букета, он им тоже нравится. Они удовлетворены, чувствуя свою сопричастность к общему делу. Заодно понимают и запоминают те слова, которыми взрослый охарактеризовал букет. Пройдет немного времени, и эти слова появятся в лексиконе детей.

Но бывает и так, что воспитатель к концу прогулки забывает о букете. Все уходят с участка, а на скамейке остается сиротливо лежать тот самый букет, которым совсем недавно все любовались. Дети замечают все, для них не существует мелочей. В следующий раз энтузиастов для составления букета будет намного меньше. К тому же необходимо помнить, что непосредственные действия детей не должны являться самоцелью. Тогда они становятся не интересными для всех, и дети отказываются их выполнять. Поэтому, как только собрали осенние листья, рассмотрели их цветовую гамму, форму, величину, тут же следует как-то использовать их, например, для каждого из детей сделать какую-то игрушку, украшение

Опираясь на имеющиеся у детей представления, в дидактических заданиях могут решаться одновременно несколько задач. Младшие дети могут отбирать из общей корзинки определенный природный материал: только ракушки или только камешки, а затем уже выкладывать силуэты самолета, лодки, флажка и т. д. Дети старшей подгруппы отбирают материал и по величине, выкладывая узор из больших и маленьких камешков или чередуя желуди с камешками.

Активный двигательный поиск сопровождает задания на закрепление цвета, формы, величины предметов природного материала: набрать только маленькие камешки, только белые и т. д.

Интерес к таким заданиям поддерживается многообразием самого природного материала: шишки, желуди, камешки, ракушки, травинки, палочки, каштаны, листья и" т." д. Разнообразные действия с этим материалом обогащают самостоятельную деятельность детей.

При этом в играх они не только копируют усвоенные действия, но и создают собственные варианты.

Дидактические задания могут выполняться с использованием разных форм детской

активности, например, с помощью активных движений, когда детям предлагают: «Покажи дерево. Найди такое же». Или: «Раз, два, три — к березе беги!» И тут же ставится другая, более сложная задача: «А как ты узнал, что это береза?»

Очень часто дидактическое задание переплетается с трудовыми поручениями. Например, собрали осенние листья, стало чисто, из листьев стали делать украшения.

Все вместе на опушке леса собирают веточки, кому какая понравится, а потом взрослый спрашивает: «Чем тебе понравилась эта веточка?» Затем предлагает сравнивать: длинная-короткая для малышей, старшим дополнительно: толстаятонкая. Каждый раз дети учатся сравнивать, сопоставлять: длиннеекороче, шире—уже, большеменьше. Незаметно старшие дети начинают считать. Сначала большеменьше, затем много и один, а потом уже один, два, три... Например, сколько в букете тюльпанов, а нарциссов? При выкладывании узоров: две ракушки—два камешка и т. д.

В ходе самостоятельных игр детям нравится уточнять цветовую гамму предметов. Малыши сами выкладывают из белых камешков по контуру зайчика, из серых — сову.

Собрали осенние листья, и взрослый обращается ко всем: «Смотрите, какой ярко-красный лист. У кого сегодня красное платье, кому дадим этот листик? А вот желтый лист. У кого рубашка такого же цвета? У кого торты коричневые? Сайта, какого цвета твои сандалии? Вот и найди здесь лист зеленого цвета. А теперь соберитесь все вместе. Смотрите, дети. Пестрый букет из листьев, и такой же красивый букет из детей получился!» Все смеются — и вправду букет!

Детям легче понять суть предмета, если они новое представление пропустят через призму собственного восприятия. И педагог использует такой прием: «Посмотрите внимательно, дети, у нас есть своя божья коровка (на Люде платье красное в черный горошек), стрекоза (у Вики два прозрачных огромных банта па голове), бабочка (платьице с крылышками), солнышко (Сережа весь в желтом: и шорты и маечка)» и т. д. «Зимою у зайца шубка белая, как у Марины. А у кого из вас шуба, как у медведя: коричневая?» «У маленькой Олечки коричневая шубка с желтыми пятнышками, как у олененка. Олечка — олененок маленький, не толкайте нашего олененка, берите за ручку, когда выходите на прогулку».

Дети сами начинают проявлять инициативу: «У меня шубка рыжая, я лисичка». Взрослый добавляет: «Лисичка-сестричка, лисонька хитрая. Елизавета Патрикеевна что любит? Кого обманывает? Где живет?» А тут и «серые волчата» прибежали. «Порычите, волчата грозным голосом. Попугайте лисоньку-лису хитрую!»

С интересом дети выполняют задание на развитие тактильных ощущений; пальчиками проводят по камешкам и ракушкам. Что гладкое, что шероховатое, а что колется (шишка)? «Сложи ладошки лодочкой. Я вложу в них что-то, а ты пощупаешь и отгадаешь, что я положила: камешек или шишку, травинку или палочку» и т. д.

Разнообразно действуя с предметами природного окружения, дети начинают понимать и обозначать словами ощущения: «пушистый» — котенок, цветок, снег; различать «мягкий» и «твердый»: лед и снег, яблоко и малина.

Нравятся детям и задания на определение температурных различий: «Где вода холодная, где теплая? Скажи, что холоднее, снежок или мяч».

Можно включать задания на активизацию мышечной чувствительности, предлагая взять в руки шарики (металлический и деревянный): «Какой из них тяжелый (легкий)?» Те же задания с матрешками (глиняной и деревянной). Играя с песком, набрать в формочки сухого и влажного песка, определить — что тяжелее, что легче. В ходе проведения занятия «Тонет—плавает» дети не должны спешить опускать в воду разные предметы. Сначала пусть определят их тяжесть (тяжелее—легче), а уже потом проверят на деле собственное предположение: что утонуло, что плавает.

Закрепляя представления детей об овощах, фруктах и ягодах, можно проводить интересные дидактические игры на совершенствование вкусовых ощущений.

Перед младшими детьми ставят блюдо с плодами, и дается задание: показать и назвать то, что любят грызть зайчики и дети. Какой ягодой любят лакомиться медведи, ежи и

ребята? И каждый раз малыши пробуют то, на что указывали, а заодно вспоминают то встречу с ежом, то сбор ягод в малиннике. Им нравятся загадки типа «Попробуй и скажи, что сладкое (огурец, морковь)».

Для старших детей задание усложняется. Рядом с блюдом ставят поднос с теми же плодами, но нарезанными кусочками. Задание: «Возьми любой кусочек, попробуй и отыщи на блюде то, что ты пробовал».

Старшие дети с интересом отгадывают (без опоры на зрительный образ), что пробовал (яблоко, огурец), по запаху определяют, что лежит на блюде под крышкой (лимон, клубника), и т. п.

Дидактические задания с целью развития слуховых дифференцировок предлагаются детям на опушке леса: «Послушайте, как журчит ручеек? Кто скажет?» Или: «Послушайте, как поют лесные птички. А вы сможете?»

Детям нравится отгадывать. «Кто с вами здоровается: ворона или воробей?»

Более того, дети сами активно включаются в процесс звукоподражания, упражняясь в правильном произношении звуков: «Ссс!» (поет вода), «Ввв!» (завывает ветер), имитируя голоса птиц и животных: «ффф!» (фырчит ежик).

Все с удовольствием выполняют дыхательные упражнения: слегка и недолго дуют на осенний лист, на снежинку, султанчики, мыльные пузыри. Увлекательная игра для всех!

Им нравятся энергичные аукания, переклички. На лесной опушке: «Ау!Ау! Потерялись мы в лесу!» Прятки на участке. Взрослый: «Ау, вы где?» Дети: «Ищите нас! Мы спрятались!»

В прятках и перебежках дети успешно справляются с несколькими задачами одновременно, упражнения в активных движениях, ориентировка в окружающем сочетается с яркими проявлениями голосовых реакций. В ходе перекличек дети незаметно для себя учатся безошибочно называть предметы, точно определять свое местоположение среди них: около куста, за дубом, под березой и т. д.

Дети начинают понимать: снег может быть легким, пушистым, белым или тяжелым, мокрым, серым. Взрослый организует обследовательские действия малышей. Он спрашивает: «Проверьте, можно лепить?» Дети подбросили снег на лопатке. Он рассыпался облачком, лепить нельзя, сыпучий. Если липнет на лопатке — мокрый, можно лепить.

Все рассматривают на столе комок снега и пластинку льда: что у них одинаковое, что разное. Вместе со взрослым уточняют, конкретизируют, берут в руки, мнут, стучат об стол, рассматривают на свет. Параллельно идет обогащение словарного запаса: прозрачная льдинка, колется, она хрупкая. В весеннее время, положив снег и лед на асфальт, можно наблюдать, что быстрее растает. Дети сами решают, что глубокое, мелкое (лужи), широкое, узкое (канава, речка). А взрослый уточняет: «Проедет машина или застрянет? Перешагнешь через канавку или помочь?»

Для активизации мыслительных операций младшим детям предлагается определить, кто выше (собака, кошка), старшим уточнить, чьи уши самые длинные (заяц), у кого самый пушистый хвостик (белка, лиса) и т. д.

Но иногда не стоит спешить с вопросами и предложениями. Пусть ребенок сам пофантазирует. Нашли интересную веточку, палочку. На что похожа? А этот камешек? Ответы детей зачастую поражают своей точностью, новизной восприятия.

Собрали много шишек, и дети начинают играть. Пусть поупражняются в броске, стараясь попасть в пень, перебросить шишку через куст и т. д.

Итак, взрослый придумывает разнообразные дидактические задания, предоставляет детям возможность проявить собственное творческое начало, стимулирует их мыслительные операции, предлагает выполнять обследовательские действия. В ходе всей этой работы у детей происходит активное накопление чувственного опыта, развиваются наблюдательность, внимание, память, разнообразные движения. Во время выполнения дидактических игр и заданий совершенствуются пространственные ориентировки каждого, идет интенсивное увеличение словарного запаса, обогащение его.

 

 

Автор: Т. В. Кунделеева

 
Яндекс.Метрика