Автор: О. А. Чернышова
Второй год жизни характеризуется тем, что ребенок начинает говорить, ходить, овладевает простыми способами действия с предметами. Конечно, он еще не может обойтись без помощи взрослого, но стал уже гораздо самостоятельнее; у него возникают собственные желания и стремление их выразить, сделать понятными для взрослого. Здоровый ребенок в это время всегда непоседа и может капризничать при ограничении его свободы. Стремление ребенка к самостоятельности – вот одна из тенденций в развитии ребенка второго года жизни. Вторая тенденция – смена ведущего вида деятельности. На первый план выдвигается предметная деятельность: малыш познает разнообразные предметы быта, природные, дидактические материалы, овладевает действиями с ними в соответствии с их назначением. При этом обогащается познание свойств и качеств предметов окружающего мира. Идет интенсивное сенсорное развитие, т. е. развитие органов чувств, накопление сенсорного опыта: узнавание и называние предметов (по цвету, форме, величине). Восприятие становится ведущим познавательным процессом.
Наряду с непосредственно эмоциональным общением и общением на основе понимания возникает общение на основе речи. Переход к этой новой ступени осуществляется постепенно на фоне продолжающего лепета, который сохраняется у некоторых детей до 1,5 лет и даже более. Правда, лепет в этот период приобретает качественно иной характер – в нем словно отрабатываются звуковые контуры будущих слов. Звуковое сходство лепета и слов часто вводит родителей в заблуждение, и они принимают звуковые комплексы (ма-ма, па-па) за слова. Считать «мама» или «папа» словом можно лишь тогда, когда есть уверенность, что такой комплекс звуков связан с определенными, часто повторяющимися ситуациями. Например, ребенок произнес «Мама», когда хочет, чтобы мать его взяла на руки, или когда она входит в комнату.
Переходя к словесной речи, малыш начинает как бы с нуля – с крайне ограниченного набора звуков. Почему он не произносит звуков, которые были в его лепете? Дело в том, что лепетные звуки непроизвольны, они никак не контролируются сознанием. Достаточно сложная задача для малыша – артикулировать определенные звуки, сверяя с помощью слухового анализатора полученный результат с уже выработанными, усвоенным из речи взрослых. Для чистоты произношения требуется определенный уровень развития фонематического слуха.
Все особенности, характерные для детей второго года жизни, требуют специфического построения занятий. Они должны в основном проводится в игровой форме, т.к. малыш этого возраста еще с трудом выдерживает вынужденные тормозные состояния, у него недостаточно развито произвольное внимание. Малышу трудно заставить себя сделать то, что ему не интересно.
Взрослому важно пробудить интерес к игрушке или занятию и в дальнейшем поддерживать его. Легче всего это сделать в игре. Еще К. Д. Ушинский объяснил: «Для дитяти игра – действительность, и действительность, гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она ему потому, что отчасти есть его собственное создание. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов». Важно при этом не переусердствовать, развлекательный и деловой характер общения сочетать так, чтобы одно помогало другому, а не мешало. Интерес поддерживается заинтересованностью взрослого, а также специфическим характером речи: она должна быть эмоциональной, неторопливой, достаточной громкости, внятной, состоять из коротких фраз и из простых, понятных ребенку слов.
Надо предоставлять ребенку пространство в разговоре (время на обратную связь), принимать любой его ответ, при этом предлагать правильные образцы речи. Для успешного усвоения знаний важна повторность, т. к. благодаря повторению растет активность малыша, он легче справляется с выполнением задания. Но при этом снимается
заинтересованность. Чтобы этого не произошло, на практике педагоги прибегают к уловкам: используют новые игрушки (предметы) либо меняют какую-нибудь одну деталь (например, надевают на куклу новое платье); демонстрируют предметы в движении; озвучивают их; наглядность сочетают со словом.
На первом этапе ознакомления с новым предметом надо научить малыша выделять свойства этого предмета, узнавать и воспринимать их, а потом назвать слово. Допустим, надо научить ребенка находить среди других предме6тов шарики. Мы не говорим ему: «Дай шарик», а говорим: «Дай такой» - и показываем шарик – образец, что заставляет ребенка гораздо внимательнее смотреть на образец. Затем надо дать нужное слово в форме, закрепляющей результат действий самого ребенка: «Верно, я показала шар, и ты дал шар. Это шар. Слово – название дается как итог выполнения инструкции, что развивает у ребенка восприятие, речь, ее смысловую сторону. Правильное соединение слова с тем, что оно обозначает, не только закрепляет в сознании образ предмета, но и дает возможность вызвать данный предмет в памяти. Именно это происходит, например, в игре «Что наденем на прогулку?». Слово, называющее в памяти ребенка нужное представление, становится основой понимания словесной инструкции независимо от ситуации.
Зрительное восприятие – это формирование образов и ситуаций внешнего мира при их непосредственном воздействии на глаз. Игры по развитию зрительного восприятия, предложенные для занятий с ребенком второго года жизни, составлены с опорой на речевые темы и те направления, которые актуальны в данном периоде, а именно: зрительное опознание объектов; прослеживание и зрительно – моторная координация; зрительное опознание изображений; пространственное ориентирование.
Игры расположены в соответствии с основными принципами педагогики (последовательность, повторяемость, опора на определенные умения в определенном возрасте).
]]>