Автор: О. А. Чернышова
Одной из характерных особенностей поведения детей в этом возрасте является ярко выраженная ситуативность. Малышам интересно все, что их окружает, они тянутся ко всему, что находится в поле их зрения. Как образно говорил немецкий психолог К. Левин, лестница манит ребенка, чтобы он пошел по ней, дверь или коробочка - чтобы он закрыл или открыл их, колокольчик - чтобы он позвонил в него, круглый шарик - чтобы он покатил его. Каждая вещь, находящаяся в поле зрения ребенка, заряжена для него притягивающей или отталкивающей силой, которая «провоцирует» его на действие, направляет его. Такая связанность ситуацией с окружающими предметами отражает своеобразие деятельности сознания детей разного возраста.
Ситуативность не только накладывает отпечаток на все виды деятельности ребенка, но и определяет течение психических процессов. Так, память функционирует преимущественно в «режиме узнавания»: ребенок вспоминает знакомый предмет, когда видит его перед собой. Мышление имеет наглядно-действенную форму: познание окружающего мира осуществляется путем практических действий. Малыш еще не способен что-то обдумывать или воображает, поэтому так велика в его жизни роль предметов. Ограничивая активность детей, не разрешая действовать с предметами, мы лишаем их возможности мыслить, а значит, и полноценно жить. Даже эмоции ребенка ярче проявляются в момент восприятия предметов. Достаточно показать заплаканному ребенку интересную, забавную игрушку, как слезы тут же уступают место веселому, жизнерадостному смеху.
Господство наглядной ситуации часто сказывается на выполнении ребенок поручений взрослых. Так, охотно отправляясь по просьбе взрослого за каким-то предметов, он может отвлечься на игрушку, попавшуюся на его пути, и начать играть с нею, забыв о том, за чем шел. Непосредственность, более сильное воздействие объектов полностью поглощает малыша.
Еще одна характерная черта психики ребенка раннего возраста - особая эмоциональность восприятия окружающего мира. Эмоциональность, конечно же, свойственна человеку в любом возрасте, но взрослые, как правило, умеют управлять своими чувствами. У ребенка все не так. Своеобразие отношения маленьких детей к окружающему заключается в страстности, импульсивности, неустойчивости эмоций. Ребенок радостно бросается к новой игрушке или включается в уже известную интересную игру. Он оживленно перебирает игрушки, восторженно восклицает, разглядывая их, настойчиво показывает взрослому, стремясь разделить с ним свое удовольствие. Расставание же с любимой игрушкой вызывает взрыв негативных чувств. То же самое происходит и при встрече или разлуке с близкими. Малыш отчаянно плачет, обнаружив отсутствие мамы, и с радостными возгласами бросается к ней, едва увидев ее. Все чувства детей этого возраста выражаются во всей полноте их переживания.
Единство эмоционального и действенного отношения к воспринимаемому миру - вот, пожалуй, главная особенность психической организации детей раннего возраста. Наиболее ярко эта особенность проявляется на втором году жизни малыша.
Для того чтобы правильно общаться с детьми раннего возраста, необходимо знать, на чем сосредоточены их основные интересы в этот период, что составляет главное содержание их жизнедеятельности.
]]>